Приглашаем всех знатоков истории, литературы принять участие в увлекательном путешествии во времени. В путешествии нас будут сопровождать богатырь Илья Муромец и батыр Кобланды.

Если вам такой сюжет интересен, тогда присоединяйтесь к нам! Мы ждем вас на страницах тольяттинского вики-портала в категории Проект «Я ищу затерянное время».

До 21 октября оформляйте путевые листы (заявки) для участия в проекте и изучайте маршрут путешествия (положение о проекте). В добрый путь!

понедельник, 22 марта 2010 г.

Дорога

В начале XIX века появились первая шоссейная дорога, первые светофоры и первая дорожная разметка. Шоссейные дороги начали строить с 1817 года и до 1840 года строили не больше 34 верст в год (1 км = 0,94 версты) в последующие годы значительно больше, но  с 1867 по 1875 год не было построено ни одной версты, с 1875 по 1883 год строили по 15 верст ежегодно. (По материалам журнала “Автомобиль” (1905. № 3).
Императорским повелением 1883 года все дороги были разделены на пять классов: главных сообщений; больших сообщений; обыкновенных почтовых сообщений между губерниями; уездных, почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. К дорогам главных сообщений, например, были отнесены дороги: от Санкт-Петербурга до Москвы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Гжатск до Смоленска, от Санкт-Петербурга до Ковно, от Москвы через Смоленск и Могилев на Днепре до Брест-Литовска.

Все же к концу XIX века дорог явно не хватало, и состояние их оставляло желать лучшего. Если дороги государственного значения, в основном, и имели щебеночное покрытие, то большинство российских дорог были грунтовыми. По грунтовым дорогам путешествует семейство Багровых. 

В комментарии напишите,  какой маршрут короче, а какой длиннее и почему? Можем ли сегодня точно восстановить маршрут путешественника XIX века? Какие произведения XIX века, написанные в жанре путевых заметок или содержащие описания путешествия, известны вам?

В сообщении использована картина В. Переуды "Сельская дорога"

10 комментариев:

  1. Мы сегодня не можем точно восстановить маршрут путешественника XIX века, поэтому на карте маршрут проложен по прямой. Из-за этого получается, что он короче современного маршрута.
    И. А. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
    И. С. Тургенев "Записки охотника"
    А. П. Чехов "Остров Сахалин", "Степь"
    В. М. Головнин "Путешествие вокруг света"
    Н. М. Пржевальский "Путешествие в Уссурийском крае", "Монголия и страна тангутов"
    И. Ф. Крузенштерн "Путешествие вокруг света"
    Н. Н. Миклухо-Маклай "Путешествие на Новую Гвинею"
    М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
    А. С. Пушкин "Сказка о золотом петушке", "Кавказский пленник"
    ID-v 10-3 Революция

    ОтветитьУдалить
  2. ID-v 10-4 Иван да Марья

    Современный маршрут мы проложили по современным автострадам. Вот что у нас получилось.

    По автостраде путь от Аксаково до Чуфарово составил 556 км, что длиннее пути на лошадях на 90 км. Это объяснить тем что на лошади можно проехать почти везде, а на машине только по большой дороге.

    Естественно мы не можем восстановить старый маршрут, это было слишком давно.

    В. М. Головнин "Путешествие вокруг света"
    И. Ф. Крузенштерн "Путешествие вокруг света"
    М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
    Н. Н. Миклухо-Маклай "Путешествие на Новую Гвинею"
    Н. М. Пржевальский "Путешествие в Уссурийском крае", "Монголия и страна тангутов"
    А. С. Пушкин "Сказка о золотом петушке", "Кавказский пленник"
    И. А. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
    И. С. Тургенев "Записки охотника"
    А. П. Чехов "Остров Сахалин", "Степь"

    ОтветитьУдалить
  3. ID-v 10-10 Волжане
    Маршрут поездки семьи Аксаковых короче, так как ехали они по прямой. Современная автострада проложена с учетом географических особенностей местности, близости крупных населенных пунктов. Сегодня не всегда точно можно восстановить маршрут путешественника XIX века, так как изменились названия населенных пунктов или же они исчезли.
    М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
    А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
    Н.В.Гоголь "Мертвые души"

    ОтветитьУдалить
  4. Прокладывая путь из Аксаково в Чурасово у нас вышло 399км, а когда начали прокладывать современный путь по автостраде вышло 415км - это на 16 км получилось больше. Естественно, восстановить сегодня точный маршрут путешественника XIX века практически невозможно, так как, если взять произведения, которые были написаны в то время, то вывод напрашивается один - дороги были другими!
    В.М Головин "Путешествие вокруг света"
    И.Ф.Крузенштерн "Путешествие вокруг света"
    А.С.Пушкин "Кавказский пленник", "Сказка о золотом петушке"
    А.П.Чехов "Остров Сахалин", "Степь"
    И.А.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
    М.Булгаков "Путевые заметки"
    В.А.Левшин "Магистр рассеяных наук"
    ID-v 10-9 МАТРЕШКИ

    ОтветитьУдалить
  5. Маршрут поездки семьи Багровых короче,чем по современной дороге,так как они на лошади переправлялись везде,чем сейчас на машине. Маршрут путешественника 19 века можно восстановить,так как автор в своем произведении дал словесное описание маршрута,так же как Колумб открыл Америку,имея в руках вахтинный журнал.Да и шоссейные дороги (раньше их называли "тракты" и "большаки"),сохранились до сих пор.
    Произведения:1)А.С.Пушкин "путешествие в Арзрум",2)Н.С.Лесков "Очарованный странник",3)А.Н.Радищев "Путешествия из Петербурга в Москву",4)Н.В.Гоголь "Мертвые души",5)Некрасов "Кому на Руси жить хорошо",6)И.С.Тургенев "Записки охотника",7)А.П.Чехов "Остров Сахалин"8)А.Толстой "Похождения Невзорова или Новые похождения Чичикова"
    ID-v 10-5 Внуки Сварога

    ОтветитьУдалить
  6. Выполняя задания конкурса «Дворянские усадьбы», мы сравнивали два маршрута: от села Аксакова до Чурасово (ныне Чуфарово) в наши дни и в XIX веке. И сделали вывод, что путь, проделанный героями произведения «Детские годы Багрова-внука», короче на 113 км. Современный маршрут путешествия составляет 490 км. Почему же маршрут XIX века короче современного пути? Потому что раньше люди путешествовали на лошадях и дорога проходила по самой короткой траектории. Сейчас же дороги прокладывают экономически и экологически выгодные, которые проходят через наиболее значимые населенные пункты и огибают естественные препятствия. Существуют трассы федерального и регионального значения, к ним примыкают дороги местного значения, что незначительно, но увеличивает путь.
    Если рассуждать над вопросом можем ли мы восстановить точный маршрут путешественника XIX века, то можно сказать следующее: смотря по какому маршруту путешествовал наш герой. Если наблюдать за Багровым, то маршрут восстанавливается с 100% точностью, но если проследить за Печориным, то в общих чертах передать его местонахождение у нас получится, но точности маршрута мы передать не сможем.
    Что же такое «путевые заметки»?
    Посовещавшись, мы обратились к страницам Интернета и узнали, что путевые заметки содержат в себе два обязательных фактора: первый фактор, тема сего жанра есть путешествие, второй же фактор основан на максимальном приближении происходящего в действительности. Рассмотрим произведения, подаренные нам Золотым веком. Обратимся к самому яркому автору, к А.С. Пушкину. В романе «Евгений Онегин» мы путешествуем вместе с автором по Москве, Нижнему Новгороду, Кавказу. Далее, произведение Тургенева «Отцы и дети», где главные герои Кирсанов и Базаров и мы вместе с ними любуемся родными Евгению местами… Также Лермонтов «Герой нашего времени», безусловно, относится к путевым заметкам! А с Гоголем в повести «Мертвые души» мы можем проехаться по городам и весям и понаблюдать за состоянием России. Самым ярким экземпляром, написанным в жанре путевых заметок, явились известные нам произведения Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».
    Мы перечислили наиболее яркие произведения, в которых наблюдаем за героем и путешествуем вместе с ним, но… и в поисках счастья мы путешествуем с героями Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», и вслед за Пьером Безуховым, героем произведения «Война и мир», едем по Москве.
    Авторы XIX века – умелые экскурсоводы, вслед за которыми хочется лететь за ушедшим, но совсем не затерявшимся временем.
    ID-v 10-11 Добрыня

    ОтветитьУдалить
  7. ID-v 10-7 Хранители времени

    Современный маршрут путешествия по автострадам длиннее, чем маршрут, который преодолели герои повести «Детские годы Багрова-внука». Герои повести ехали по прямой. У них была возможность проехать через лес, переплыть через реку, проехать через поле. А если ехать по автострадам (современный маршрут), то придется объезжать и леса, и поля, и реки (или нужно будет искать мост через реку). Так как современная автострада проложена с учетом географических особенностей местности.

    Сейчас мы не сможем точно восстановить маршрут путешественника XIX века. Так как, изменились названия рек (через которые возможно проходил путь) или они высохли, изменились названия населенных пунктов (через которые возможно проходил путь) или же они вовсе исчезли. А если их нет, то как мы сможем проложить через них путь?

    Нам известны следующие произведения 19 века, написанные в жанре путевых заметок или содержащие описания путешествия:
    А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»,
    А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (путешествие Онегина),
    Н.В.Гоголь «Мертвые души»,
    А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум»,
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

    ОтветитьУдалить
  8. ID-v10-08 Между строк.
    По автостраде путь от Аксаково до Чуфарово (Чуфарово — село Старомаклаушинской сельской администрации Майнского района Ульяновской области (бывшего Симбирского уезда Симбирской губернии), ранее называлось Чурасово. Расположено в 38 км к северу от районного центра Майна. Возникло в XVII веке. Село часто посещал (1791, 1798, 1799) С.Т. Аксаков, который в своих книгах «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» описал своё родовое имение) составил 449 км, что длиннее пути, проделанного семьёй Аксакова на гужевом транспорте на 87 км ( Аксаковы проехали 362 километра). Во-первых,это можно объяснить тем, что на лошади можно проехать почти везде (в 19 веке строительство дорог только начинало вестись), а на машине - только по автостраде.
    Во-вторых, Аксаковы проехали между Вишенкой и Никольским-на-Черемшане по прямой, а сейчас этот путь невозможен из-за водохранилища, которое "заставляет" объезжать.
    Сегодня маршрут путешественника 19 века с точностью восстановить не удастся, в связи с изменением ландшафта (построены водохранилища, каналы, пересохли некоторые реки);одни населённые пункты укрупнились, другие исчезли, третьи появились, а дороги, как известно, строят с учётом населённых пунктов.
    В литературе 19 века в жанре путевых заметок или содержащие описание путешествия написаны следующие произведения:
    1)"Фрегат "Паллада" (И.А.Гончарова);
    2)"Путешествие в Арзрум" (А.С.Пушкин);
    3)"Из кругосветного плавания" (К.М.Станюкович);
    4)"Остров Сахалин" (А.П.Чехов);
    5)"Герой нашего времени" глава "Тамань" (М.Ю.Лермонтов);
    6)"Вокруг света за 80 дней" (Ж.Верн);
    7)"Кому на Руси жить хорошо" (Н.А.Некрасов);
    8)"Святочный рассказ. Из путевых заметок чиновника" (М.Е.Салтыков-Щедрин);
    9)"Мёртвые души" (Н.В.Гоголь);
    10)"Очарованный странник"(Н.С.Лесков).
    А образцом путевого жанра в русской литературе 18 века является "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева.
    ID-v10-08 Между строк.




    есков).

    ОтветитьУдалить
  9. ID-v 10-7
    Уважаемые координаторы!
    Извините, но мы отправляем исправленный вариант комментария.

    Современный маршрут путешествия по автострадам длиннее, чем маршрут, который преодолели герои повести «Детские годы Багрова-внука». Герои путешествовали в карете на лошадях, поэтому у них была возможность проехать везде, по любой местности. А если ехать по современным автострадам, то придется объезжать и леса, и поля, и реки, и незначительные населенные пункты, т.к. современная автострада проложена с учетом географических особенностей местности.
    Сейчас мы не сможем точно восстановить маршрут путешественника 19 века, т.к. изменились названия рек или они высохли, исчезли населенные пункты или появились новые.
    Нам известны следующие проиведения 19 века, написанные в жанре путевых заметок или содержащие описания путешествия:
    А.Н..Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (18 век)
    А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (путешествие Онегина)
    Н.В.Гоголь «Мертвые души»,
    А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум»,
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,
    И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада».

    ОтветитьУдалить
  10. Best Casino Slot Machines Near Harrah's Cherokee
    Find the best casino slot machines near Harrah's Cherokee, NC near me on Mapyro. It's a 순천 출장샵 casino 제천 출장안마 in Cherokee, NC in 경주 출장샵 an 충주 출장마사지 area near the airport. 여주 출장안마

    ОтветитьУдалить