Приглашаем всех знатоков истории, литературы принять участие в увлекательном путешествии во времени. В путешествии нас будут сопровождать богатырь Илья Муромец и батыр Кобланды.

Если вам такой сюжет интересен, тогда присоединяйтесь к нам! Мы ждем вас на страницах тольяттинского вики-портала в категории Проект «Я ищу затерянное время».

До 21 октября оформляйте путевые листы (заявки) для участия в проекте и изучайте маршрут путешествия (положение о проекте). В добрый путь!

среда, 31 марта 2010 г.

Мемуарная литература

В наши дни жанр мемуарной литературы получил второе рождение. Вот почему мы в проекте “Я ищу затерянное время» познакомились с двумя классическими образцами этого жанра.  Одним из признаков жанра мемуаров является особое положение образа автора. В мемуарах интересна сама личность, ее индивидуальные, ни на кого не похожие черты. Мемуары имеют большое сходство и с публицистикой, и с лирикой, с теми родами, жанрами литературы, где авторское начало играет главную роль. Не зря крупнейший исследователь поэзии и мемуарной литературы Л.Я.Гинзбург писала: "Мемуарная литература подобна поэзии открытым и настойчивым присутствием автора".

Напишите в комментариях к сообщению, какие признаки мемуарной литературы вы отметили в повестях А.Н. Толстого «Детство Никиты» и С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?

В сообщении использована иллюстрация к повести С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и обложка книги А.Н. Толстого "Детство Никиты"

7 комментариев:

  1. ID-v 10-4 Иван да Марья

    Изученные нами произведения «Детский годы Багрова внука» и «Детство
    Никиты» - автобиографичны.
    В этих книгах авторы описывают свои детские годы. В материалах книг нет вымысла, они достоверны. В них присутствует голос автора, его индивидуальные оценки и субъективность. Писатели так же обращают внимание на среду, эпоху, в которой они жили. Все это признаки автобиографии.

    Фамилия главного героя повести С. Г. Аксакова и название села совпадают, потому что «с. Багрово» принадлежит семейству автора.
    1. «Это, Сережа, наше родовое имение, - говорил мне отец, - жалованное нам от царей, - да теперь уж половина не наша».
    2. «Узнав о смерти моего дедушки, которого она называла вторым отцом и благодетелем, Прасковья Ивановна писала к моему отцу, что «нечего ему жить по пустякам в Уфе, служить в каком-то суде из трехсот рублей жалования, что гораздо будет выгоднее заняться своим собственным хозяйством, да и ей, старухе, помогать по ее хозяйству. Оно же и кстати потому что Старое Багрово всего пятьдесят верст от Чурасова, где она постоянно живет.»

    ОтветитьУдалить
  2. Повести А. Н. Толстого "Детство Никиты" и С. Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" относят к жанру мемуарной литературы.
    Мемуары - воспоминания, записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, т. е. автобиографичные произведения.
    1. «Мы жили в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский дом, купленный моим отцом с аукциона за 300 рублей ассигнациями».
    2. «В один очень памятный для меня день отвезли нас с Андрюшей в санях в народное училище, находившиеся на другом краю города помещавшиеся в небольшом деревянном домике… А от Матвея Васильевича получил такое не преодолимое отвращение, что через месяц должны были ему отказать».
    3. Прасковья Ивановна поглядела на нас внимательно и сказала: «Сережа похож на дядю Григория Петровича, девочка, какая – то замухрышка, а маленький сынок какой – то чернушка».
    4. «Рябая девица была Александра Ивановна Ковпыгина двоюрная моя сестра».

    В этих произведениях авторы обращаются к своему прошлому и описывают только те события, участниками которых они были. Также их отличает последовательное изложение событий, соответствие исторической правде.

    Фамилия героев произведения и название села совпадают, потому что "село Багрово" принадлежит роду автора: "Это Серёжа, наше родовое имение, - жалованное нам от царей".

    ID-v 10-3 "Революция"

    ОтветитьУдалить
  3. Мы считаем, что произведение С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» смело можно отнести к жанру мемуарной литературы.
    Во-первых, в нём наблюдается строгое соответствие исторической правде, автор пишет: «Итак, я стану рассказывать из доисторической, так сказать, эпохи моего детства только то, в действительности чего не могу сомневаться».
    Во-вторых, мы обнаружили фактографичность: использование реальных географических названий, имён и фамилий. И используются они часто, являются сюжетообразующими. «…мать решилась ехать в Оренбург, чтоб посоветоваться там с доктором Деобольтом… мой книжный благодетель С.И.Аничков… нас с сестрой решили завести в Багрово и оставить у бабушки с дедушкой.»
    В-третьих, в произведении автор обращается к достаточно отдалённому прошлому, при этом наблюдается механизм переоценки с высоты накопленного мемуаристом опыта. «Не знаю, что было со мной? Я не могу назвать тогдашнего моего духовного состояния холодным отчаянием. Мысль о смерти матери не входила мне в голову, и я думаю, что мои понятия стали путаться и что это было началом какого-то помешательства». «Это меня очень смутило: одевать своё горячее чувство в более сдержанные, умеренные выражения я тогда ещё не умел».
    В-четвёртых, повествование ведётся по вехам реального прошлого. «Надобно признаться, что мне не жаль было покинуть Багрово. Два раза я жил в нём, и оба раза невесело. В первый раз была дождливая осень и тяжёлая жизнь в разлуке с матерью и отцом при явном недоброжелательстве родных-хозяев, или хозяек, лучше сказать. Во второй раз стояла жестокая зима, скончался дедушка, и я испытал впечатления мучительного страха, о котором долго не мог забыть. Итак, не за что было полюбить Багрово».
    Книга А.Н.Толстого «Детство Никиты» рассказана писателем от первого лица и основана на его собственных впечатлениях - на воспоминаниях своего детства, чувствуется активное присутствие голоса автора, обращение к достаточно отдалённому прошлому, переоценка событий с высоты накопленного мемуаристом опыта: «Проходя по плотине, Никита вспомнил, как он шёл здесь ночью, после ёлки, под огромными, прозрачными в лунном свете вётлами, и сбоку скользила его тень. Почему тогда он так мало дорожил тем, что с ним случилось? Надо было бы тогда внимательно, закрыв глаза, почувствовать, - какое было счастье …»
    Одним из признаков мемуаров как формы словесности является фактографичность . Так же как и Никита, Алексей Толстой провёл детские годы на степном хуторе, в Поволжье, недалеко от Самары. В своей повести он сохранил не только название хутора – Сосновка, но даже некоторые имена. Мать Толстого звали Александрой Леонтьевной, учителя – Аркадием Ивановичем Словоохотовым. Мишка Коряшонок тоже существовал; так его и звали в действительности. А маска Пушкина, которую Толстой упоминает в главе «Ёлка», до конца жизни висела в кабинете над конторкой, стоя за которой он написал лучшие свои сочинения. «Красноватым мигающим светом были освещены спинки кожаных кресел, угол золотой рамы на стене, голова Пушкина между
    шкафами».

    ОтветитьУдалить
  4. ID-v 10-11 Добрыня
    Как жаль, что заканчивается поиск затерянного времени. Добрынюшки так увлеклись проектом, что хотелось бы и дальше путешествовать по дорогам и весям Ставропольского уезда. Но мы не отчаиваемся. Ведь у нас есть такая возможность. И её дарят нам писатели жанра мемуарной литературы, характерными чертами которого является строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования, а так же отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов и художественных приемов.
    Одним из таких писателей является Сергей Тимофеевич Аксаков.
    Мы, Добрынюшки, в поисках затерянного времени перемещаемся из одного места в другое, читая его автобиографическое произведение «Детские годы Багрова-внука». И с каждой страницей становимся все ближе и ближе к автору, к его переживаниям.
    Особенно близка душе писателя любовь к природе, которую он унаследовал от отца. Это почувствует каждый человек, прочитавший данное творение. Ярким примером, подтверждающим этот аргумент, может служить следующая цитата: «Дорога в Багрово, природа, со всеми чудными ее красотами, не были забыты мной …; но с наступлением весны проснулась во мне горячая любовь к природе; мне так захотелось увидеть зеленые луга и леса, воды и горы…».
    Из биографии Аксакова мы узнали, что уже в 4 года он хорошо читал, а это говорит о том, что он был очень одаренным мальчиком, в 5 лет Сережа декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, что строго соответствует исторической правде в повести: «Наконец тут же попались "Мои безделки" Карамзина и его же издание разных стихотворений разных сочинителей, под названием "Аониды". Эти стихи уже были совсем не то, что стихи Сумарокова и Хераскова. Я почувствовал эту разницу, хотя содержание их меня не удовлетворяло, несмотря на ребячий возраст.».
    Добрынюшка очень расстроился, когда узнал, что в детстве Сережа Аксаков был очень болезненным ребенком. И каково же было его удивление, когда он обнаружил этот факт в его произведении: «Тут следует большой промежуток, то есть темное пятно или полинявшее место в картине давно минувшего, и я начинаю себя помнить уже очень больным, и не в начале болезни, которая тянулась с лишком полтора года, не в конце ее (когда я уже оправлялся), нет, именно помню себя в такой слабости, что каждую минуту опасались за мою жизнь». Это лишний раз подтверждает, что автор отказывается от «игры» сюжетом.
    Произведению «Детские годы Багрова-внука» присуща фактографичность, что можно наблюдать на всех его страницах, например, в описании местности и любимых занятий отца Аксакова (охота и удочка): «Белая тут была неширока, потому что речка Уршак и довольно многоводная река Уфа в нее еще не впадали; она понравилась мне более, чем под городом: песков было менее, русло сжатее, а берега гораздо живописнее. Отец взял с собою ружье и, как нарочно, на дороге попалась нам целая стая куропаток; отец выстрелил и двух убил…».
    Добрыня заметил, что семья писателя Аксакова жила в селе с таким же названием Ново-Аксаково. Это было их родовое село, дарованное от царей. Поэтому мы уже не удивились, когда этот интересный факт повторился и в повести, т.к. она автобиографичная. Главные герои произведения, семейство Багровых, живут в селе Багрово, а фамилию автор поменял, чтобы не подставить под удар своих близких, так как все его родственники в то время были еще живы.
    Другим таким писателем является Алексей Николаевич Толстой. "Детство Никиты" - автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А.А. Бострома, где Толстой вырос. Добрыня обнаружил, что родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной.
    Приводя данные аргументы, Добрынюшка лишний раз убедился в том, что произведения А.Н. Толстого «Детство Никиты» и С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» являются не дневником, а именно мемуарной литературой и имеют автобиографические черты, так как писатели хотели возродить события давно минувших дней.

    ОтветитьУдалить
  5. Мы решили добавить: в произведении С.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" название имения и фамилия главного героя совпадают, так как таким образом автор подчёркивает, что это имение именно родовое.
    Первоначально не ответили на этот вопрос, так как в задании, расположенном в блоге, он не сформулирован.

    ОтветитьУдалить
  6. ID-v 10-5 Внуки Сварога
    Не вызывает сомнения факт, что обе повести – А.Толстого «Детство Никиты» и С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» - относятся к мемуарному жанру литературы.
    Для мемуарной литературы характерно использование реальных географических названий, имён и фамилий, что мы и видим в представленных произведениях.
    В книгах авторы описывают свои детские годы, вымысел отсутствует, они достоверны. Мы слышим голос автора, оценки событий очень индивидуальны и субъективны. В произведениях достоверно воссозданы эпоха, среда, формирующая характер героев, - все это признаки автобиографичности. Например, в повести А.Толстого «Детство Никиты» очень четко определено место действия, довольно точно воспроизведена обстановка усадьбы отчима писателя А.А. Бострома, где рос будущий писатель. Родители Никиты практически точно повторяют реальные черты отчима и матери автора. Даже имя матери Никиты такое же, как и у матери писателя, – Александра Леонтьевна.
    Автобиографичность повести А.Толстого подтверждается следующими цитатами из текста:
    - «Мы жили в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский дом, купленный моим отцом с аукциона за 300 рублей ассигнациями».
    - «Прасковья Ивановна поглядела на нас внимательно и сказала: «Сережа похож на дядю Григория Петровича, девочка, какая – то замухрышка, а маленький сынок какой – то чернушка».
    - «В один очень памятный для меня день отвезли нас с Андрюшей в санях в народное училище, находившиеся на другом краю города помещавшиеся в небольшом деревянном домике… А от Матвея Васильевича получил такое не преодолимое отвращение, что через месяц должны были ему отказать».
    В произведении С.Аксакова мы также можем найти «приметы достоверной жизни» писателя: совпадают фамилия главного героя повести С. Г. Аксакова и название села, которое является их родовым имением.
    1. «Это, Сережа, наше родовое имение, - говорил мне отец, - жалованное нам от царей, -
    да теперь уж половина не наша».
    2. «Узнав о смерти моего дедушки, которого она называла вторым отцом и благодетелем, Прасковья Ивановна писала к моему отцу, что «нечего ему жить по пустякам в Уфе, служить в каком-то суде из трехсот рублей жалования, что гораздо будет выгоднее заняться своим собственным хозяйством, да и ей, старухе, помогать по ее хозяйству. Оно же и кстати потому что Старое Багрово всего пятьдесят верст от Чурасова, где она постоянно живет.»
    Отличительной чертой мемуарного жанра является то, что автор описывает только те события, непосредственным участником которых он являлся. Цель мемуарных произведений – воссоздать давно минувшие события, передать дух эпохи, семьи, окружающей среды, в которых воспитывался человек. Безусловно, этот жанр очень субъективен.

    ОтветитьУдалить
  7. Сколько превосходных книг написано о детстве замечательных ученых, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов! Сколько читали мы о подвигах юных героев, совершенных в мирной жизни и на войне! Но есть среди книг о детстве особые. Они рассказаны писателями от первого лица и основаны на их собственных впечатлениях – на воспоминаниях своего детства. Познакомившись с повестями С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова – внука» и А.Н.Толстого «Детство Никиты», мы пришли к выводу, что это мемуарная литература, которая выделяет три основных признака : 1.Строгое соответствие исторической правде. Мемуары Аксакова («Детские годы Багрова внука») рисуют бытовую идиллию дворянской усадьбы начала XIX вв., идиллически трактуя даже самые безобразные стороны этой жизни («добрый день» помещика, включающий пинки дворовым), дают картину воспитания, жизни и обучения дворянина-юноши в условиях налаженной, спокойной, обеспеченной усадебной жизни, освещая как необходимость жесточайшие издевательства над крепостными (дедушкин «грех» и др. эпизоды). 2.Фактографичность. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова- внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. Последняя глава "Детских годов" оканчивается тем, что родители Багрова, Алексей Степанович и Софья Алексеевна, отправляются вместе с своим сыном Сережей в Казань, помолиться тамошним чудотворцам, из села Чурасова, Симбирской губернии, где они гостили у тетушки, Прасковьи Ивановны. С ними отправилась Параша, нянька Сережи, а младший брат и сестра его остались в Чурасове..." В "Воспоминаниях" самого Аксакова, которые начинаются таким образом: "В середине зимы 1799 года мы приехали в губернский город К. Мне было восемь лет... Сестра моя и брат, оба меня моложе, остались в Симбирской губернии, в богатом селе Чуфарове, у двоюродной тетки моего отца, от которой в будущем ожидали мы наследства...". Но далее, …Село Багрово, писанное в "Детских годах",- совершенно то же, что и Аксакове в "Воспоминаниях": и в том и в другом селе - тот же Бугуруслан, те же Антошкины мостки, Мордовский овраг, те же слуги - Никагор Танайченок, Иван Мазан…, в окрестностях - те же села: Неклюдово и Мордовский Бугуруслан. А в повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»,это рассказ о сиюминутном счастье и безотчетном наслаждении жизнью, которые дарованы мальчику из дворянской семьи, живущей в поместье. Никитой звали сына Толстого и Натальи Крандиевской. Мальчик рос на глазах у отца, когда он писал эту, отчасти автобиографическую, повесть. 3. Хроникальность повествования. Куда-то мальчика повезли, и дорогой ему стало совсем уж плохо. "...Почувствовал я себя так дурно, … И вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места… Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров…" Итак, природа исцелила безнадежно больного мальчика. У авторов данных произведений , с одной стороны, налицо ориентированность на воспроизведение психологии ребенка с позиции повествователя в форме его воспоминаний о прошлом. Она реализовалась в повести о детстве, в которой биографические факты становятся основой для разговора о детстве поколения определенного времени. С другой - отразилась в форме, где собственная жизнь осмысливается писателем как художественно — документальная история современника, деятеля, участника общественного движения эпохи. Очень хорошие и добрые детские повести, написаны они с душой и любовью. Замечательно показано, как по чуть-чуть, шаг за шагом взрослеют мальчишки. Вот на таких книгах и надо учить детей доброте.
    ID-v 10-9 МАТРЕШКИ.

    ОтветитьУдалить